Электронная подпись – это эквивалент подписи, проставляемой «от руки», обладающий юридической силой.
Есть три вида ЭП:
- квалифицированная (обладает полной юридической силой);
- неквалифицированная (позволяет подтвердить авторство документа и проконтролировать его неизменность после подписания);
- простая (не придает юридической силы).
ЭП необходима для электронного документооборота, подачи отчетности в государственные инстанции и участия в электронных торгах.Начиная с 1 января 2022 года произойдут изменения в системе выдачи ЭП.
Государство ужесточит требования к удостоверяющим центрам, выдающим сертификаты электронных подписей.
Руководителям организаций, ИП, нотариусам данную услугу будут напрямую оказывать органы ФНС;
Остальным работникам — аккредитованные удостоверяющие центры.
Для получения бесплатной ЭП в ФНС потребуются:
- - документ, удостоверяющий личность;
- - СНИЛС;
- - носитель ключевой информации (токен) для записи сертификата и ключа ЭП;
- - документация на ключевой носитель информации — сертификат соответствия ФСТЭК или ФСБ.
ФНС будет выдавать сертификат в единственном экземпляре на защищенном носителе.
Для работников решено отвязать представление полномочий от сертификата. ЭП будет включать только ФИО, и чтобы подтвердить право действовать от имени компании, на физическое лицо должны будут оформить машиночитаемую доверенность.
Чтобы организации могли комфортнее перейти на изменения планируют ввести переходные периоды.
Еще одно новшество: с 1 января 2022 года электронный документооборот станет обязательным при обороте маркированных товаров.
До конца 2021 года участники оборота передают сведения о движении товаров через систему Честный Знак или посредством бесплатной программы «ЭДО.Лайт».
С начала 2022 года станет обязательным предоставление информации в систему Честный Знак через операторов ЭДО для участников оборота обуви, текстиля и одежды, шин, парфюмерии и фототехники.